Рубрики

Урок 412 Кластеризация запросов семантического ядра

Петр Александров
Автор статьи Пётр Александров
40
Время прочтения: 12 мин.

Кластеризация запросов семантического ядра — это группировка ключевых слов, которые идут просто списком, разделение их на кластеры (группы). Это то, что превращает тысячу ваших запросов в полноценную структуру, разбитую на категории, страницы, статьи и т.д. Без правильной разбивки вы будете тратить много денег и времени в «холостую», так как некоторые запросы не могут быть «посажены» на одну страницу. Либо наоборот, ключевые слова требуют, чтобы данные запросы были на одном URL.

При сборе семантического ядра (СЯ) я обычно делаю кластеризацию руками, с помощью Key Collector, вот ссылки по теме:

Но все это легко и просто, когда у нас есть четкие группы запросов по разному логическому смыслу. Мы прекрасно знаем, что для запроса «Коляска для близнецов» и «Коляска для мальчика» должны существовать разные посадочные страницы.

Но бывают запросы, которые разделяются между собой не совсем явно и тяжело «по ощущениям» определить, какие запросы нужно сажать на одну страницу, а какие запросы раскидывать по разным посадочным URL.

Один из участников моего SEO марафона задал мне вопрос: «Петя, как быть с этими ключами: сажать все на одну страницу, создавать несколько, если да, то сколько?» А вот и сам отрывок из списка ключевых слов:

Одно только слово «java» использует в трех вариациях («ява», «джава»), плюс ко всему этому народ ищет его для разных игр, устройств и т.д. Запросов там очень много и реально тяжело понять, как все-таки лучше поступить.

Как вы думаете, как правильно? Верно. Лучше всего подойдет анализ конкурентов, которые уже находятся в ТОПе по данным ключевым словам. Сегодня я расскажу вам, как можно сделать кластеризацию семантического ядра на основе данных у конкурентов.

Если у вас уже есть готовый список ключевых слов для кластеризации, вы можете сразу переходить к 4-му пункту.

1. Матрица запросов

Возьму еще другой пример: есть у меня один клиент с интернет-магазином электро- и светотехники. У магазина очень большое количество товаров (несколько десятков тысяч).

Конечно, у любого магазина есть товары, которые наиболее приоритетны для продажи. У этих товаров может быть высокая маржинальность, либо просто нужно избавиться от данного товара со склада. Так вот, пришло мне письмо, что-то вроде этого «Петя, вот список товаров, которые интересны нам». И там списком было перечислено:

  • выключатели;
  • светильники;
  • лампы;
  • прожекторы;
  • удлинители;
  • и еще несколько пунктов.

Я попросил составить так называемую «матрицу запросов». Так как владельцы магазина лучше меня знают свой ассортимент, мне нужно было собрать весь товар и основные характеристики/отличия у каждого товара.

Получилось что-то вроде этого:

Матрица запросов
Товар Бренд Уточнение  Хар-ка Цена Транзакция
 удлинитель  iek  на катушке  10 м  оптом  купить
 иэк  на колодке  20 м  недорого  интернет-магазин
 universal  бытовой  30 м  дешево
 универсал  40 м
 меркурий

При составлении матрицы, не забываем, что некоторые англоязычные бренды запрашиваются и на русском, это нужно учесть и их добавить.

Конечно, если у товара были еще и другие характеристики добавлялся столбец. Это могут быть «Цвет», «Материал» и т.д.

И такая работа была проделана для самых приоритетных товаров.

2. Перемножение запросов

Дальше нужно было сгенерировать всевозможные запросы из этих слов методом «перемножения». Вручную перемножать эти запросы друг на друга — неэффективная трата времени.

Для перемножения запросов существуют много сервисов и программ. Я воспользовался этим генератором ключевых фраз (сохраните его себе в закладки), вбиваем туда все наши запросы по столбцам:

Сервис перемножил всевозможные варианты со словом удлинитель. Важно: многие генераторы перемножают только подряд идущие столбцы, то есть 1 столбец со вторым, потом первые два с третьим и т.д. А этот перемножает все подряд из первого столбца с другими: первый со вторым, потом первый с третьим, четвертым; далее первый*второй*третий, первый*второй*четвертый и т.д. То есть мы получаем максимальное количество фраз с содержанием основного слова в первом столбце (это так называемый маркер).

Маркер — это основная фраза, от которого нужно генерировать ключ. Без маркера невозможно создать адекватный ключевой запрос. Нам не нужны фразы «иэк оптом», или «на катушке купить».

При перемножении важно, чтобы в каждом ключевом словосочетании был этот маркер. В нашем примере — это фраза «удлинитель». В итоге сгенерировалось в данном примере 1439 (!) уникальных ключевых фраз:

3. Очистка запросов от «мусора»

Теперь есть 2 варианта развития событий. Можно заняться кластеризацией всех этих запросов и насосоздавать огромное количество сгенерированных страниц под каждый кластер, если позволяет это сделать система вашего сайта. Конечно, у каждой страницы должны быть свои уникальные метатеги, h1 и т.д. Да и проблемно иногда подобные типы страниц засовывать в индекс.

У нас же подобной возможности в техническом плане не было, поэтому мы даже не рассматривали данный вариант. Нужно было в «полуручном» режиме создавать только самые необходимые новые посадочные страницы.

Что дальше делать? Конечно, удалить весь список от мусора. Что является мусором в данном случае? Пустышки. Просто загоняем в Кей Коллектор весь данный список и снимаем частотности по нашему региону.

С каким типом частотности работать? Так как у нас список товаров + пересечений встречались не очень популярные (узконаправленные), я делал акцент на частотности с кавычками (без восклицательных знаков) — то есть в различных словоформах. Это ключевые фразы в разном падеже, числе, роде, склонении. Именно этот показатель позволяет более менее оценить трафик, который мы сможем получить из Яндекса в случае попадания в ТОП.

Снимаем в Key Collector частотности в кавычках у данных фраз (конечно, если у вас сезонный товар, то нужно снять частотности в «сезон»):

И удаляем все то, что равно нулю. Если у вас более популярная тематика и очень много слов с ненулевой частотностью, вы можете увеличить нижний порог до 5, или еще выше. У меня же ненулевых запросов из 1439 фраз осталось всего 43 по региону Москва и область.

Эти 43 фразы с данными частотностей я переношу в Excel:

4. Кластеризация запросов

Дальше нужно заняться кластеризацией ключевых слов. Я уже описал метод в начале статьи, продублирую: кластеризовывать запросы будем на основе конкурентов.

Все это я делаю в Rush Analytics, вот алгоритм кластеризации в данном сервисе:

Под каждый запрос «выдергивается» из выдачи  ТОП-10 URL по заданному региону. Далее по общим URL происходит кластеризация. Точность кластеризации можно задать самому (от 3-х до 8 общих url).

Допустим мы выставили точность 3. Система запоминает URL страниц, которые в ТОП-10 по первому запросу. Если по второму запросу из списка в ТОП-10 встречаются те же 3 URL, которые были у первого, то эти два запроса попадут у нас в 1 кластер. Количество общих URL зависит от заданной нами точности. И такая обработка происходит с каждым запросом. В итоге ключевые слова разбиваются на кластеры.

  1. Заходим в RushAnalytics -> Кластеризация, создаем новый проект (при регистрации каждый получает 200 рублей на счет для тестирования, удобно):
  2. Выбираем приоритетную поисковую систему для нас и регион:
  3. Выбираете тип кластеризации. Я выбираю в данном случае «Wordstat». Метод «Ручные маркеры» мне не подходит, так как в запросах только один маркер «удлинитель». Если же вы загружаете сразу несколько разных типов товаров (пример, удлинитель, лампочка и т.д.), то тогда вам лучше выбрать тип «Wordstat + ручные маркеры» и указать маркеры (маркеры нужно будет отметить цифрой 1 во втором столбце, а не маркеры цифрой 0, частотность уйдет в третий столбец). Маркерами будут самые основные запросы, которые логически никак не связываются между собой (не может «посадиться» запрос «удлинитель» и «лампочка» на одну страницу). В моем случае я работаю поэтапно с каждым товаром и создавал отдельные кампании для удобства. Также выбираете точность кластеризации. Если пока не знаете какой метод выбрать, можно отметить все (на цену это не повлияет никак), а дальше уже после получения результата сможете выбрать тот вариант, который лучше всего откластеризовал ваши запросы. По опыту скажу, что самый подходящий во всех тематиках — это точность = 5. Если вы делаете кластеризацию для уже существующего сайта, я рекомендую вам вбить URL вашего сайта (если ваш сайт будет в ТОП-10 по запросу, то ваш URL выделится зеленым в полученным файле):
  4. В следующем шаге загружаете файл в систему.  Также можно настроить стоп-слова, у меня же файл был без них, поэтому данная функция не нужна в данном примере. Цена кластеризации — 50-30 копеек за 1 запрос (зависит от объема):
  5. Нужно будет немного подождать пока сервис Rush Analytics выполнит свою работу. Заходите в завершенный проект. Уже там можете просмотреть кластеры исходя из точности кластеризации (жирным выделено начало нового кластера и его название):
  6. Повторюсь, лучше всего использовать точность 5 для кластеризации. Он чаще всего подходит.
  7. Также в соседней вкладке можно увидеть список некластеризованных слов:
    Вы спросите, почему они не кластеризовались? Скорей всего по данным запросам выдача не очень качественная и невозможно было в автоматическом режиме отнести данные запросы к какому-нибудь кластеру. Что с ними делать? Можно кластеризовать вручную и создать отдельные посадочные страницы по логике, если это возможно. Можно даже для одного запроса создать отдельный кластер и «посадить» его на отдельную страницу. Либо же можете расширить список слов и заново произвести кластеризацию в сервисе Rush Analytics.
  8. Во вкладке «Лидеры тематики» можно увидеть ТОПовые домены по данным запросам:
  9. Кстати, в некоторых запросах вы можете увидеть вот такие пальчики вверх, выделенные «зеленым»:
    Это означает что по данным запросам, у вас уже есть посадочная страница для данного кластера в ТОП-10 и нужно работать над ней.
  10. Все это дело можно скачать себе на компьютер в Excel и работать уже в данном документе. Я работаю с точностью 5, поэтому скачиваю этот файл:
  11. В Excel документе та же самая информация. Серым выделено начало каждого кластера и его название (кликните по изображению, чтобы увеличить):
  12. Помимо названия кластеров, здесь вы увидите их размеры, частотности, суммарные частотности, Top URL, релевантный URL и подсветки, что очень нужно при работе над посадочной страницей. Вот они:

    Обратите внимание, что бренд «Юниверсал» (через «Ю») тоже подсвечивается, а я даже не подозревал, что данный бренд можно прописывать итак. В подсветках также вы увидите синонимы и тематические фразы, которые крайне желательно использовать на посадочных страницах для достижения ТОПа.

Заключение

Что же дальше? Что нам даст эта кластеризация? Теперь под каждый кластер у нас на сайте должен быть отдельный, а главное релевантный url. Продвижение этих страниц полностью в наших руках и продвигаем дальше так, как умеем (оптимизация контента, внутренняя перелинковка, внешняя оптимизация, социальные факторы и т.д.).

Если же мы бы сделали неправильную кластеризацию, то очень много запросов тяжело было бы продвинуть. Это было бы «якорем», который сдерживал бы нас, несмотря на то, что мы тратили бы кучу денег на продвижение этих страниц.

Правильная кластеризация поможет вам прилично сэкономить и существенно облегчит попадение в заветный ТОП.

Что вы думаете по этому поводу? А как вы делаете кластеризацию запросов семантического ядра?

40 комментариев на «Урок 412 Кластеризация запросов семантического ядра»
  1. Сам Самыч

    Я к сожалению никак не делаю кластеризацию 🙁 Спасибо за материал, будем работать!

    • Пётр Александров Автор статьи
      https://wpnew.ru

      Оо, а как же ты сажаешь запросы на посадочные?)

  2. seoonly.ru
    https://seoonly.ru/

    Полезно) Спасибо

    • Пётр Александров Автор статьи
      https://wpnew.ru

      Заходи ещё 😉

  3. Shtolz

    Правильно ли я понял, что сгенерированные ключевые слова ты не парсил, а просто снял частотность?

    • Григорий
      http://altaras.ru/

      Хороший вопрос. Петя, ответь плиз, если еще не уехал))

      • Пётр Александров Автор статьи
        https://wpnew.ru

        Все, уезжаю 🙂

    • Пётр Александров Автор статьи
      https://wpnew.ru

      Да, так и есть. Потому что у меня были сгенерированы необходимые хвосты.

  4. Александр
    http://websoveti.com

    «удлинитель на катушке 40м» не вошел почему-то в кластер с «удлинитель на катушке»

    • Пётр Александров Автор статьи
      https://wpnew.ru

      Потому что для него создался отдельный кластер. Вообще для запросов с популярными запросами есть смысл создавать отдельные посадочные страницы.

  5. Андрей

    Хорошая статья!
    Использовал и использую для этих целей:
    1. Кей Коллектор (когда небольшой проект)
    2. Rush-analytics
    3. SEmparser
    4. Rank Tracker
    Все хороши по своему, но предпочитаю №3 и №2

    • Пётр Александров Автор статьи
      https://wpnew.ru

      Semparser по качеству кластеризации устраивает?

Добавить комментарий
Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены
Нажав на кнопку «Отправить комментарий» вы принимаете соглашение на обработку персональных данных.
Подпишитесь на бесплатные уроки по e‑mail и получите книгу в подарок
Нажав на кнопку «Подписаться» вы принимаете соглашение на обработку персональных данных.
Книга по SEO