Привет, друзья! Совсем недавно удалось поговорить с одним очень интересным человеков. Вы, наверняка, знаете его, читаете его блог. Это Сергей Кокшаров (Devaka), владелец одного из лучших SEO блогов на сегодняшний день (многие со мной согласятся) — devaka.ru.
Как оказалось, Сергей крайне простой, почему-то я представлял себе его другим. Вообще, за 5 лет «тусы» в блоггерской среде, все больше убеждаюсь: практически все ТОПовые блоггеры вполне обычные люди, не зазнавшиеся, приятные на общение. Лично для себя из этого интервью я подчеркнул много полезной информации, я уверен, вам тоже будет интересно.
Сергей, ты очень известный блоггер. Я считаю твой блог лучшим в SEO тематике. Скажи, как ты пришел ко всему этому? С чего начинал?
Спасибо, Петр. На самом деле хороших блогов и блоггеров хватает. Тут проблема в том, что кто-то забрасывает блог или начинает его редко вести (теряет интерес), другие размывают тематику, добавляют в SEO информацию по заработку и партнерках, а кто-то начинает агрессивно монетизировать сам блог. Тем не менее, каждый день в сети появляется много интересных материалов по теме SEO или связанной теме — интернет-маркетинг.
В моем случае, думаю, успех был в том, чтобы искать актуальные темы для публикации (которые волнуют большинство вебмастеров), не делать больших перерывов в ведении (хотя такие у меня тоже были), не размывать тематику (минимум о личной жизни, максимум по делу), ну и конечно, дружба с другими блоггерами тоже многое дает.
А начинал я также, как и все: искал интересные и, желательно, практичные темы, тщательно их прорабатывал, удобно оформлял перед публикацией, после этого искал, где можно распространить анонс, обязательно участвовал в обсуждениях, если кто-то оставлял комментарий.
Где находишь идеи для статей?
Когда работаешь с владельцами сайтов и общаешься с другими оптимизаторами и аналитиками, то проблем в идеях не возникает, скорей имеются проблемы со временем, которое нужно уделить каждой идее/теме перед публикацией.
Для поиска идей я рекомендую:
- Читать новости из мира SEO.
- Участвовать в обсуждениях на форумах и в социальных сообществах.
- Общаться с вебмастерами и оптимизаторами в реальной жизни.
- Активно работать с клиентами по разным вопросам, вести проекты.
- Иметь собственные сайты или проекты.
- Постоянно анализировать сайты, вести наблюдения в поисковых платформах.
- Иногда отдыхать с семьй и друзьями. 🙂
Я всегда поражался над твоими экспериментами. Чтобы сделать 1 эксперимент, нужно потратить кучу времени, ты крайне основательно к этому подходишь: создаешь специальные сайты для этого и т.д. Откуда черпается столько гипотез, где брать идеи на все эти эксперименты?
На самом деле некоторые эксперименты не требуют больших трудозатрат. Достаточно создать страницу с определенным текстом. Тут главное — правильно сформулировать гипотезу. А гипотезы, опять же, находятся из необходимости в решении какой-то задачи, для этого подойдут пункты, описанные выше.
То есть, если возникнет задача — поставить эксперимент, то тут конечно возникает сложность 🙂 какой эксперимент, кому будут полезны результаты, какую практическую ценность он несет, правильно ли я поставлю гипотезу и т.д.
Я считаю, что эксперимент должен возникать из какой-то конкретной задачи. Например, нам необходимо составить TITLE. Тут возникает вопрос: важно ли ставить на первые места ключевые слова, или они могут встречаться в конце тайтла? Можно ли использовать списки ключевых слов, перечисленных через запятую? А сколько ключевых слов я могу сюда вставить? Есть ли какие-то ограничения? И так далее. Отсюда возникает одна из гипотез: поисковик ограничивает длину тайтла и учитывает не все слова. Это дело можно проверить и подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Гипотезы могут возникать не из задач, а каких-либо утверждений и свойств той среды, с которой мы работаем. Например, многие утверждают, что ссылки это один из факторов ранжирования. Но все ли ссылки работают? Какие свойства среды помогают им работать лучше, а какие предотвращают их работу? Отсюда можно выдвигать ряд гипотез, например, «ссылки с зафильтрованных сайтов не работают» или «ссылки через редирект работают также, как и обычные»… можно детализировать.
Стоит упомянуть, что чаще всего проблемы возникают не в гипотезах, а в построении эксперимента. Некоторые гипотезы невозможно или очень сложно проверить. Поэтому, здесь важно объединять усилия 🙂 и делиться в блогах любыми наработками. Каждый опубликованный эксперимент мотивирует других вебмастеров к выдвижению новых гипотез и проведению новых экспериментов, с учетом недочетов предыдущих.
Откуда ты берешь знания в SEO? Я знаю, ты постоянно развиваешься. Ведь даже чтобы провести какие-то SEO эксперименты, нужно знать, как проверить работоспособность гипотез и прочее. Где ты все это берешь?
В основном, уже всё перечислил выше. Общение + опыт многое делают в этом направлении.
Как ты справляешься с клиентами, я уверен, у тебя их огромное количество. Как ты все успеваешь?
Я предоставляю лишь услуги аналитики и консалтинга, плюс стоимость услуг выше средней по рынку, поэтому, клиентов у меня не так много, как может показаться на первый взгляд. Но работы, действительно, хватает. Не могу сказать, что всё успеваю или всегда укладываюсь в сроки, но прикладываю максимум усилий. Мне помимо работы приходится отвечать на разные письма читателей, вопросы, сообщения в соцсетях, все это отнимает время, но без этого тоже нельзя. Не всё гладко у меня с тайм-менеджментом, но в этом направлении тоже работаю.
Сколько человек в твоей команде? Как происходит набор и как ты постоянно контролируешь выполнение задач? Используешь ли в своей работе какую-либо CRM? Если да, то какую?
Личной команды пока у меня нет. В CRM надобности тоже нет 🙂
Я начал активно изучать английский язык, очень хотелось бы читать зарубежные SEO статьи тоже (для начала хотя бы с переводчиком). Посоветуй, пожалуйста, какие SEO блоги выбрать из зарубежных?
Да, английский язык в нашей профессии очень помогает. Часто нововведения или какие-то интересные вещи происходят не в Рунете. Из зарубежных блогов рекомендую:
- https://moz.com/blog
- http://www.quicksprout.com/blog/
- http://www.seobythesea.com
- http://searchengineland.com
- http://searchenginewatch.com
- http://www.searchenginejournal.com
Возможно кого-то забыл, но это основные, которые я мониторю.
Как ты относишься к гостевым постам? Вижу в последнее время у тебя их становится много. Как ты находишь людей для гостевых статей? По какому критерию их отбираешь? Я вот всегда думал: нужно ли подобное на моем блоге.
К гостевым отношусь хорошо. Хороший контент всегда ценится. Специально для этого людей не нахожу, они сами предлагают материалы. Главные условия для публикации гостевого: статья будет полезна для читателя и отсутствует коммерческая направленность (не несет в себе явной рекламы). Вообще, гостевые статьи это хорошая практика, так как помимо контента ты получаешь еще аудиторию автора, который помогает с распространением анонса. Ему тоже польза, так как автор получает доступ к твоей аудитории.
Как-то дополнительно раскручиваешь свой бренд? Может есть специальные люди для этого?
Та нет, я не заморачиваюсь 🙂 Все, что я делаю из SERM это мониторю упоминания Деваки и вступаю в коммуникацию, если это необходимо, либо поддерживаю материал своими социальными сетями.
Как-то недавно ко мне обратились с просьбой раскрутки сайта за бугром, а именно в Италии. Сайт нужно продвигать по трем языкам (английский, итальянский, русский), поисковая система — Google. Есть ли у тебя опыт работы с зарубежными сайтами? Скажи, пожалуйста, об особенностях продвижения в англоязычном Google и сайта с несколькими языками: как лучше быть?
Для мультиязычных и мультирегиональных сайтов имеется специальный тег hreflang. Тут большего и не скажешь. Что касается продвижения в зарубежном гугле, там все то же самое, только нет сапы. Особенности продвижения будут зависеть, в большей степени, от тематики проекта.
Чем ты увлекаешься помимо SEO? Спорт? Книги?
Увлекаюсь спидкубингом. Какое-то время держал рекорд Украины по сборке кубика Рубика 3х3 за наименьшее количество ходов, сейчас меня обгоняют Харьковчане 🙂
Как тебе удается все успевать? Занимаешься ли ты планированием дел, расстановкой приоритетов и прочее. Поделись, пожалуйста, парой фишек из искусства управления временем.
Всеми этими вещами занимаюсь, но с тайм-менеджментом не всё гладко. Как ты уже заметил, это интервью давал очень долго 🙂
Из того, что я делаю и что мне помогает в этом направлении: веду список задач на день и неделю, раставляю им приоритеты, в конце дня смотрю, что из списка не выполненно и могу ли я это закончить сегодня. Если не могу, то меняю приоритеты, переставляю задачу или ищу другой выход.
Сильно помогает в работе не заходить утром в соцсети, а делать это ближе к обеду и желательно после выполнения какой-то важной задачи. Также я не открываю скайп, если мне не надо с кем-то сегодня общаться.
Напиши, пожалуйста, список из 5 книг, которые ты бы порекомендовал прочитать.
К сожалению, книги читаю редко, в основном статьи и мануалы. Из книг по SEO могу порекомендовать всего две: «The Art of SEO» и «Введение в информационный поиск».
У меня еще 2-3 года назад на блоге был бесплатный паблик шаблон. Я дошел до посещаемости 3000 уников/сутки. Решил сделать хорошо для сайта, полностью сменил шаблон, заказал уникальный дизайн и хороший верстальщик все это перевел в код. Вроде бы сайт стал еще более уникальным, я думал, это будет плюс для продвижения. Но Яндекс почему-то сильно наказал меня за это. Как итог, посещаемость сайта упала в 2 раза. Обратно все так и не вернулось. Причем такое наблюдал не раз. Смена верстки сильно сбивает с толку поисковиков. Недавно (месяц назад) тоже мой знакомый поменял дизайн на новый, более удобный и прочее, и снова трафик сильно просел.
У меня фобия в том, чтобы делать серьезные изменения в верстке. Сергей, что посоветуешь, как с этим бороться, как избежать?
У тебя хороший блог. Возможно, это было временное падение и связано больше не с версткой, а с текстовым содержимим: заголовки, мета-данные, тексты. Актуальна ли проблема еще сейчас?
При смене шаблонов надо убедиться, что структура сайта остается прежней, что заголовки TITLE и мета-описания остаются прежними, что текст на страницах также не меняется. Если все это предусмотреть, то не должно быть сильных изменений в минус, а наоборот, более удобный шаблон может улучшить seo-показатели.
Какие планы на будущее, если не секрет? В каком направлении ты планируешь двигаться и каким ты себя видишь примерно через 5 лет?
Далеко в будущее я не смотрю. В ближайшее время надо-таки запустить сообщество для оптимизаторов. Также хочу разработать обучающий онлайн-курс по SEO, передать некий опыт. Это из глобальных планов 🙂
Твои пожелания начинающим SEO-оптимизаторам.
В SEO немаловажную роль играет креатив. Будьте креативными, ищите и придумывайте интересные идеи, чтобы люди чаще ссылались на ваши сайты. Желаю вам вдохновения на получение нового опыта!
Спасибо, Сергею за ответы, очень рад, что нам удалось вот так вот переговорить. Надеюсь, что вживую я когда-нибудь пожму руку этому великолепному талантливому человеку.
Насчет книги «The Art of SEO» это он верно подметил, настоящий клондайк для seo оптимизатора, сам читаю взахлеб.
Ну а Сергей как всегда на высоте. Удачи ему в продвижении своих идей.
Пускай почаще проводит вебинары — они очень информативные и много дают для размышления, чего не встретишь на сайтах и даже в книгах.
Сергей супер, самый лучший видео блог на YouTube и про сео блог очень полезный. Спасибо за интервью)
Спасибо за интервью с таким человеком. Сергей по праву мегасеошник, просто живет этим и не жадничает рассказать людям, что да как нужно делать.
«Cергей крайне простой» — это уж точно! Более того Сергей всегда в комментах подскажет ответ по-любому интересующему вопросу! От меня благодарность!
Да, почему-то я представлял его владельцом какой-нибудь «мини корпорации» с кучей помощников. 🙂
Все же я считаю падение трафика со сменой шаблона. Я сам 3 года назад переверстал шаблон и трафик упал на 40%. Такую беду, я уже замечал на кучи других сайтов.